Ящерица

ящерица

Цель: развитие самосознания, осознание  особой  взаимосвязи  тела и души.
Возраст: подростковый
Описание: Очень хочется, чтобы стремление к гармонии души и тела  было для нас не  просто красивыми словами, а именно прямым побуждением к действию.  Уже давно известно о том, что физическое и душевное здоровье человека тесно взаимосвязано. Далеко не секрет для многих  и различные способы лучше (глубже) понимать себя. Так позволим же себе уделить больше внимания тому, что мы чувствуем, как реагирует тело в определённых жизненных ситуациях, какие «ключики» ежесекундно даёт нам в  руки сама   природа.

 

ЯЩЕРИЦА  (С. Флоринская- Колбасова)

Однажды на лесной поляне появилась  ящерица. Очень уставшая с дальней дороги, она тот час заснула под  ароматным кустом земляники.  Надо сказать, что поляна эта была необычная. Стоило только ранней весной  растаять снегу, как она буквально   утопала в цветах и ягодах.  Все жители леса тогда устремлялись   сюда и подолу гуляли, угощались дарами природы. Приходили и странники. Поэтому  никто не  обратил внимание на незнакомку, а тем временем  гостья смогла хорошенько рассмотреть  симпатичные ручейки, земляничные горки, цветочные узоры. Ей не доводилось ранее бывать в столь  живописном месте.

Дело в том, что родом она была из пустыни, и будучи ещё совсем маленькой ящеркой, узнала о странной  особенности своего тела. Кожа постоянно меняла цвет. Предугадать когда это вновь  случится  и главное почему  – не получалось. Окружающие только добавляли переживаний – постоянно удивлялись, спрашивали, иногда смеялись.  В конце концов, ящерка решила  убежать. Порой она оказывалась настолько далеко от своего дома, что приходилось ночевать под открытым небом или просить кого-то о ночлеге. Так она случайно очутилась  на лесной поляне.

– Эй, Вы что-то чувствуете? – неожиданно   окликнули ящерицу из зарослей камыша.  – Я ничегошеньки не чувствую, абсолютно ни-че-го….Вот какие чувства вызывает, к примеру, ручеек? Надо бы мне  посмотреть в блокнотах, дневниках, книгах. Ох, и куда же всё вечно девается?!

Ящерица чуть было опять не убежала, но любопытство взяло над ней вверх. Внимательно присмотревшись, она  заметила в зарослях большую улитку, деловито перебирающую содержимое своего домика.

– Почему бы Вам  не подползти поближе к ручейку и самой не прикоснутся к воде?  – отважилась ящерица проявить инициативу. – Знаете, я из тех мест, где дождь и любые водоемы –  редкость. Более того, в чрезвычайно знойные дни в наших краях появляются   миражи, так сказать, водоёмы – обманки: кажется, что виднеется озеро, стремишься к нему из-за всех сил, а оно раз и исчезает! Как же чудесно, что у вас  можно провести вечер у журчащего ручейка и даже окунуться в нём.

– Пустыня? Миражи?  Великолепно! Именно о них у меня сохранились старые записи  от моей прапрабабушки! Окунуться в ручейке? Не опасно ли? Надо бы проверить в справочнике, непременно   уточнить  у родственников, и, конечно  – соседей.

Все книги  разом высыпались из камышей,  получилась невероятная книжная гора! По ней к самой вершине целеустремлённо ползла улитка. Про ящерицу   она уже совсем позабыла – куда важней стало найти ответы в домашней библиотеке, да у местных знатоков. Гостья обиделась: «Не справедливо! Меня даже слушать не стали!» И тут краем глаза взглянула  на  свою кожу – та становилась всё красней и красней, прямо-таки пунцовой. Внезапно вспомнились и другие эпизоды из прошлого: однажды вместе с родителями ей довелось увидеть оазис – волшебное место посреди пустыни, где текут подземные реки, прилетают чудесные птицы, растут красивые  деревья. Она испытала немыслимый восторг  и думала, что сама превращается в растение – кожа приобрела насыщенный зелёный цвет. А когда не получилось  поиграть во дворе со сверстниками и над ней посмеялись  –  вся почернела…

– Так вот оно что! Оказывается, мое тело  постоянно говорит   о радости, грусти, обиде, счастье. Говорит о самом важном, моих   чувствах! – догадалась ящерица. – Тело всеми цветами радуги предостерегает, помогает, подсказывает  –  надо лишь вовремя услышать, почувствовать!»

Она   прислушалась к своим  ощущениям:  лишь сильно колотилось сердце;  попыталась  опять рассмотреть кожу –  ничего не видно, ночь.  Поблизости доносилось бормотание улитки и шелест переворачиваемых книжных страниц. Ни разу не сомкнув глаз, ящерка  с нетерпением ждала рассвета.

И когда, наконец, наступило долгожданное утро, она  с трепетом принялась  разглядывать  кожу, прислушиваться к тому, что ощущает. Ей хотелось скорее научиться замечать волшебную связь между своим телом и чувствами, которые испытывает. Предстояли интереснейшие открытия, и  она даже  подумать боялась о том, что могла ещё продолжать убегать от самой себя. В общем, жизнь заиграла новыми красками! Только улитки почему-то нигде не оказалось, и лежала  всего одна – единственная книга у ручейка…  Ящерица, нащупав у себя небольшой мешочек,  начала  бережно  вытаскивать семена из него  и вкладывать их между страниц. Она знала, что книга обязательно рано или поздно окажется в домике её новой знакомой –    и произойдёт маленькое чудо. Книга оживёт! Волшебный оазис, самые редкие растения пустыни сойдут  прямо со страниц,  и может тогда улитка испытает особые чувства! Чувства, которых не найти не в одной из её книг.

Ящерица с благодарностью  и  небольшой грустью оглянулась вокруг – предстоял путь домой.

Обсуждение

После того, как Вы прочтете /расскажите сказку, поговорите с ребёнком:

– Понравилась ли она ему? Что он отметил для себя?

– Часто ли он обращает внимание на свои телесные ощущения, хорошо ли знает свое тело?

– Приходилось ли замечать особую взаимосвязь между телесными ощущениями и душевными переживаниями (как в момент радости, грусти, волнения реагирует тело)?

– Удалось ли улитке испытать новые, особые чувства?

– В поисках ответов на волнующие ее вопросы улитке больше помогут книги и опыт других (друзей, знакомых) или ей нужно, в основном, опираться на собственный опыт (самонаблюдение)?

– Предложите ребёнку закрыть глаза, прислушаться к своим  ощущениям и сказать, где в его теле может «отозваться» радость/грусть/страх и пр.?

– Предложите ребёнку выполнить фотоколлаж (рисунок) на тему: «Мир моего тела и души» (цель: визуализация  тех или иных телесных и душевных устремлений/переживаний).

Примечание:

При желании можно попробовать вести своеобразный «дневник». Для этого следует разделить страницу тетради/блокнота на две колонки: «телесные ощущения», «чувства» и регулярно делать соответствующие записи. Пусть это будет всего 2-3 дня, но зато в дневнике найдут отражение даже, казалась бы, «незначительные» детали. При подведении итогов обратите внимание:

–  что  получилось зафиксировать лучше всего;

–  были  ли в процессе этого  какие-то затруднения;

–  было ли такое, что особенно удивило/огорчило/порадовало?

Такого плана упражнения формируют навыка самоанализа, помогают лучше видеть те или иные взаимосвязи (внутренние и внешние), способствуют более целостному восприятию себя как личности.

 © С. Флоринская-Колбасова


© ФлоринАрта. Арт-терапия для детей и взрослых.
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.
e-mail: florinarta@mail.ru
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру Рейтинг@Mail.ru