Работа с музыкальными произведениями

Музыка с давних времён была неиссякаемым источником удовольствия для людей, а также славилась своим целебным воздействием на организм. Упоминание об этом можно встретить уже в трудах античных философов, и в дальнейшим интерес к музыке только возрастал.
На сегодняшний день направление, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях носит название – музыкотерапия.
В её рамках постоянно ведётся обширная научно-исследовательская, просветительская работа, появились целые системы использования в разных областях человеческой деятельности. И, потому конечно, обеспечить именно комплексный подход в применении музыкотерапии может исключительно специалист – музыкотерапевт, обладающий соответствующими знаниями и опытом.
Но некоторые элементы музыкотерапии можно использовать самостоятельно с целью:
— снятия психоэмоционального напряжения;
— поднятия жизненного тонуса;
— гармонизации личности.
И сейчас предлагаем вам один из вариантов работы с музыкальными произведениями, который подойдёт как для взрослых, так и для детей.

ХОД РАБОТЫ:
В музыкотерапии используется музыка различных направлений, в каждом из которых заложен свой потенциал. Мы предлагаем сегодня остановится на инструментальной музыке.

Постарайтесь сделать небольшую инструментальную подборку произведений в таком формате, чтобы её можно было прослушать, удобно устроившись в кресле или лёжа на диване. Какая именно это будет музыка: классическая, этническая, релаксационная и пр. – решать вам. Вы можете как самостоятельно составить плейлист, так и использовать готовые музыкальные сборники.
Дополнение: Если участие в этой деятельности принимает ребёнок, то лучше отдать предпочтение тем инструментальным композициям, в которых есть звуки живой природы.

Удобно устроившись в кресле/на диване, включите музыку, при желании закройте глаза.

Вслушайтесь в её звучание. Сначала в отдельные звуки, стараясь заметить вступление того или иного музыкального инструмента, затем в то, как развивается мелодия. Постарайтесь словно раствориться в ней, слиться со звуком.

Представьте, что вы могли бы стать одним из услышанных звуков, в какой части вашего тела он бы сейчас поселился? Прикоснитесь к этому участку, ощутите тепло руки.

Продолжая слушать музыку, попробуйте мысленно нарисовать картину того, что перед вашими глазами. Своего рода музыкальный клип, о чём он?
Дополнение: Ребёнку можно предложить изобразить это картину с помощью жестов. Получится своеобразный «танец рук» под звучащею музыку.

Теперь попробуйте что-то напеть под звучащею мелодию, отхлопать ритм, покачать руками в такт музыки. Что больше всего из выполняемых действий доставляет вам удовольствие? Повторите это действие.
Закройте глаза и мысленно продолжите фразу: «Я желаю себе….»
Дополнение: Ребёнку лучше предложить нарисовать под музыку свое желание.

Выключите музыку или продолжите прослушивание далее, стараясь полностью расслабиться, ни о чём не думать.

Примечание

 Длительность такого сеанса музыкотерапии зависит от личных предпочтений каждого. Стоит прислушиваться к своим желаниям, чувствам. Причём это касается и самого процесса работы с музыкальными произведениями. Не стоит ничего делать через силу, можете спокойно отступать от примерного плана и вводить что-то свое. Особенное, когда в такой деятельности принимают участие дети.
С детьми особенно хорошо удаются под музыку: спонтанные танцы, различная пантомима, рисование, «дирижирование». Поэтому старайтесь разнообразить ход работы и возможно где-то сделать его более подвижным.

Светлана Флоринская-Колбасова

©www.florinarta.ru


Мы в социальных сетях


Финалист Всероссийского конкурса интернет-проектов “Позитивный контент 2017” в номинации “Лучший сайт для детей
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

© ФлоринАрта. Арт-терапия для детей и взрослых.
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.
e-mail: florinarta@mail.ru