Арт-терапия: семейное творчество

творчество

 

 

«Люди занимаются творчеством,

чтобы потом научить этому своих детей».

Макар, 6 лет.

На сегодняшний день  арт-терапия является одним из наиболее популярных и перспективных направлений в психотерапии. Всё чаще о нём можно услышать как от самих специалистов  и благодарных клиентов,  так и от людей,  которые   просто увлекаются психологией, стремятся к саморазвитию.  В частности, широкую известность получил целый ряд видов арт-терапии: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, фототерапия. И этот список можно смело продолжить и дальше, ведь  искусство безгранично, а потому безмерно разнообразна  в своих проявлениях  арт-терапия.

Говоря об арт-терапии,  необходимо отметить в первую очередь то, что  искусство уже само по себе обладает психотерапевтической функцией. Для этого достаточно вспомнить, как благотворно на человека может влиять  музыка, живопись, литература. Человек интуитивно склонен тянуться к искусству как к источнику чего-то прекрасного и целительного; склонен к  творческой активности, иной раз пробуждающей в нем потребность привнести в свою жизнь  нечто новое, своё. И арт-терапия  основывается именно на вере в творческую основу человека; помогает связать  творческую деятельность с чувствами, мыслями, в результате чего человек начинает лучше понимать себя, других людей, окружающий мир. Иначе говоря, арт-терапия  не ставит своей целью сделать человека художником или  музыкантом. Она направлена на гармонизацию личности, самопознание и решение тех или иных психологических трудностей. Только если  для ребёнка творчество изначально как волшебная палочка – выручалочка,  наилучшим образом помогающая ему  правильно обозначить свои чувства или озвучить, к примеру, переживания, то в отношении взрослых картина может быть абсолютно иная. Не редко встречаются люди, которые в определённый момент дали себе установку, что «не умеют рисовать», «не умеют танцевать»  и превращаются лишь в  созерцателей творческой деятельности других. А если дружно вспомнить о том, что и ты, и я – все мы родом из детства? Творческие эксперименты, яркие фантазии, не заиграет ли жизнь новыми красками?  Всё это к счастью, можно проверить, стоит только разбудить в себе и своих детях Творцов! Ну, а пока сделаем в нашем творческом путевом дневнике первые пометки:

мы хотим  говорить  с ребенком на одном языке – языке творчества;

– мы не стремимся создать «шедевр» – вместе с ребёнком мы получаем удовольствие от самого творческого процесса;

– мы поощряем  самовыражение   в любых художественных формах вне зависимости от того, насколько они удачны или что по этому поводу думают другие люди;

 – мы  «вживаемся» в создаваемый образ, учимся различать оттенки собственных чувств и делимся ими друг с другом;

– мы стремимся к максимальному самораскрытию и обретению внутренней гармонии;

 – мы смотрим на Мир как большую художественную мастерскую.

Дорогие родители!

Не забывайте о том, что для ребёнка самовыражение через творчество наиболее естественно и гармонично. Далеко не всегда ребёнок способен чётко обозначить свои чувства или озвучить, к примеру, переживания, в то время как через рисунок или придуманную им историю – он успешно с этим справляется. Поэтому так важно не только предоставить ему возможности для творческого самовыражения, но и самим активно включаться в его творческую деятельность.

Часто взрослые становятся лишь созерцателями творческой деятельности своего ребёнка: «я не умею рисовать — порисуй сам, а я посмотрю». Конечно, ребёнок и нарисует сам, и покажет, но насколько ему было бы приятнее и важнее, если б с ним именно разделили творческое пространство. В этом отношении очень интересно изготовление семейных плакатов, газет, когда с одной стороны каждый имеет возможность проявить свою индивидуальность, внести свою лепту, а с другой становится участником именного коллективного творчества.

– Организовывайте специальные тематические  Дни творчества (рисования, музыки, танцев). Такие особые дни, когда всё буквально овеяно Фантазией и самовыражением,  станут, несомненно,  эмоционально насыщенными, интересными и  притягательными для всех домочадцев.

– Ведите со своим ребёнком своего рода «журнал» творческих достижений, или специальное творческое «портфолио», в котором по вашему совместному решению будут собираться различные работы (фотографии и рисунки из детского сада, Ваше с ним творчество). Это станет Вашим с ним Волшебным уголком, куда всегда можно будет заглянуть, что бы вспомнить приятные творческие моменты и почерпнуть вдохновение для новых свершений и открытий.

– Чаще ходите со своим ребёнком на различные творческие мастер-классы, где можно вместе с ребёнком научиться чему-то для себя новому. Сейчас в этом отношении для семей есть большой выбор различных мероприятий, которые проводятся как в развивающих центрах, так и в рамках тематических фестивалей.

– Старайтесь, чтобы ребенок чаще соприкасался  с прекрасным – слушайте с ним хорошую музыку, любуйтесь картинами, наблюдайте за природой. С самых ранних лет прививайте ребёнку любовь к тому, что его окружает, умение видеть и ценить красоту.

Помните, дорогие родители, семейное творчество обладает богатым потенциалом, как по гармонизации личности отдельных членов семьи, так и в плане общего внутрисемейного климата. Специальные тематические дни, когда для семейного творчество отводиться много времени, которое не ограничено другими делами и какими-то повседневными заботами – прекрасный шаг навстречу друг другу, шаг к открытию новых граней в себе и в отношениях с близкими.

© Светлана Флоринская-Колбасова

www florinarta.ru


© ФлоринАрта. Арт-терапия для детей и взрослых.
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.
e-mail: florinarta@mail.ru
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру Рейтинг@Mail.ru